Mumble - программа для голосовой связи двух и более человек без телефонной линии, через компьютерную сеть. В основном Mumble используется геймерами для координации своих действий во время игры.

Качаем клиент Mumble. Устанавливаем программу в любое место. Запускаем Mumble.exe
Первым делом нам потребуется создать сертификат ключей программы, который необходим для авторизации на сервере.
mumble1.jpg

Вводим свой никнейм и адрес почты (во избежание казусов особо подчеркнем - свой логин и адрес почты, а не те, которые указаны в примере ниже :) ).
mumble2.jpg

Затем выбираем место хранения сертификата ключей, на свое усмотрение. Но на всякий случай также рекомендуется сделать резервную копию файла на флешке или другом сменном носителе (для восстановления сертификата в случае его утери).

После создания сертификата переходим к списку серверов. Первым делом нам надо добавить свой сервер в список. На примере ниже указаны данные для подключения к нашему демо-серверу.
mumble3.jpg

 Итак, после запуска клиента в режиме совместимости перед нами появится главное окно программы:


Для начала нам нужно отключить назойливое произношение текста "Text-To-Speech" в разделе Аудио. Снимаем галку с "Text-To-Speech".


После чего можно приступить к настройке самой программы, для этого нам нужно нажать "Настройки / Настройки". Зайдя в меню настроек  надо включить отображение всех опций, для этого переходим в раздел "User Interface" и ставим галочку в нижнем левом углу окна, где написано "Advanced".


Теперь, когда мы включили отображение всех настроек приступим к непосредственной настройки программы. Зайдём в первую вкладку "Audio Input" и включаем опцию "Cancel Echo" для подавления эхо (если эта опция у вас неактивна, попробуйте сменить устройство и переключиться между пунктами настроек). Чуть правее где написано Устройство - выбираем ваше устройство (микрофон), для упрощения можно выбрать в выпадающем меню "Default Device". Далее нам нужно выбрать тип передачи связи, которых на выбор имеется три:

  • "Продолжительный" - передача данных от вас будет вестись непрерывно.
  • "Нажать кнопку для разговора" - передача данных активируется при нажатии заданной кнопки (если у вас геймерская мышка - то рекомендуетсяиспользовать одну из ее функциональных клавиш для активации трансляции).
  • "Голосовая активность" - активация голосом (по нашему мнению наиболее удобный вариант), в этом случае при желании можно настроить чувствительность (полоски "Silence Below" и "Silence Above") - хотя настройки по умолчанию вполне устраивают.


Чуть ниже находятся опции Сжатия, где нам нужно выставить значение Quality на 10, а "Аудио на пакет" - 20мс - таким образом мы выставили максимальное качество без сжатия данных, что соответственно увеличит расход траффика при  общении. Вы можете поэкспериментировать с этими двумя ползунками и добиться приемлемого для себя качества с экономией траффика за счет использования сжатия данных.


Перейдём на вкладку "Audio Output", сверху в разделе Interface нам нужно выбрать устройство, в нашем случае мы выбрали "Динамики", опять же для упрощения настроек можно выбрать в выпадающем меню "Default Device". Чуть ниже в разделе "Audio Output" вы можете подобрать нужные вам значения громкости всех других пользователей, которых вы будете слышать, и громкость приложения (игры) - на какой процент она будет снижена - это нужно для того чтобы звуки из игры не мешали разговору и не заглушали речь собеседников. Этот параметр вы можете отрегулировать сами на своё усмотрение, в нашем случае осталвено значение по умолчанию в 50%.

Теперь необязательный параметр, но немаловажный для тех кто играет в командной игре. Итак, перед нами раздел "Позиционированное аудио", необходимый для настройки звучания голосов тех игроков, которые будут играть с вами в одной команде. Ставим галочку напротив "Headphones" для включения эффекта в наушниках. Теперь немного поясним как всё это работает: для примера возьмём игру Counter-Strike: Source, вы играете за одну команду и для достижения полного погружения в игру включили предварительно в настройках Mumble, в разделе "Плагины", связь с игрой. После чего зайдя в игру со своими друзьями будете немного удивлены тому, что когда ваш друг убегая от вас спрячется за стеной и будет вам что-либо говорить, его голос в наушниках будет звучать так, как будто он действительно стоит на отдалении слева/справа.
Как раз для регулировки этих самых звуков удаления/приближения и существует данный раздел, где вы можете выбрать нужные вам параметры.
Ниже приведен вариант настройки, который мы считает оптимальным для достижения максимального погружения в игру без потерь для других и для вас самих.


Вернемся к настройке клиента. Вспомним, что мы сделали на первой вкладке "Audio Input" в самом начале процесса настройки программы - выбрали тип передачи "Нажатие кнопки". Перейдём на вкладку "Ярлыки", здесь нам нужно указать кнопку, при нажатии на которую программа начнет транслировать вашу речь. Итак, нажимаем внизу окна "Добавить", чуть выше в столбце "Функция" появится ярлык Unassigned, нажав двойным щелчком по которому нам надо будет в выпадающем меню выбрать пункт "Нажмите чтобы говорить", далее в столбце "Ярлык" дважды кликаем левой кнопкой мышки, и затем жмем ту кнопку, которая будет отвечать за активацию передачи голоса в программе. Как уже говорилось выше, рекомендуется задействовать какую-либо свободную кнопку мышки, если таковые имеются.


"Позиционированное аудио", о котором мы говорили чуть выше, настраивается на вкладке "Плагины". Включаем опцию "Связаться с игрой и передать позицию" и выбираем ту игру, в которой будет работать позиционирование голоса. Шестое чувство подсказывает, что из имеющегося списка поддерживаемых игр в основном будет использоваться World of Warcraft :)


Теперь перейдём к последнему пункту настроек, это "Замещение". Здесь вы можете настроить внешний вид списка игроков, которые присутствуют вместе с вами на канале - расположение текста, шрифт, размер и цвет в зависимости от действий или условий. После всех наших внесённых изменений нам нужно нажать кнопку "Применить".


Нам нужно зайти на сервер где мы будем общаться со своими друзьями. Итак, для начала нам нужно в главном окне программы нажать "Сервер  / Присоединиться".



В появившемся окне нужно указать параметры для подключения к серверу (ниже приведены данные для подключения к нашему демо-серверу):
Label: igrograd.net (указываете на свое усмотрение)
Адрес: igrograd.net (у клиентов хостинга может быть иным, по адресу своего сайта)
Порт сервера: вводим номер порта (для демо-сервера - 64738)
Имя пользователя: на ваше усмотрение (если хотите войти под гостем, если хотите войти как зарегистрированный пользователь - смотрите информацию о регистрации на сервере внизу статьи)
Пароль: оставить пустым (для гостя, если вы зарегистрировались на сервере - вводите свой пароль).
После чего вам нужно будет нажать на кнопку "Добавить", и слева в окне в списке доступных подключений появится наш добавленный сервер с заданными настройками авторизации.


После того как вы добавили сервер в "Избранное" вам нужно будет зайти на него, для этого выберите сервер в окне левой кнопкой мышки и внизу нажмите на кнопку присоединиться.


Если это ваш первый визит, то появится табличка в которой вы должны будете выбрать "Да" для подтверждения сертификата.


Во избежание подключений посторонних все наши сервера закрываются паролем, узнать который можно у администратора вашего сервера. Введите пароль при подключении к серверу под гостем. Если вы входите как зарегистрированный пользователь, то пароль вам вводить не придется ПРОВЕРИТЬ!

Регистрация на сервере

Регистрация на сервере необходима для управления правами пользователей администратором (например, при ограничении доступа на тот или иной канал определенным пользователям или группе пользователей). Необходимость регистрации определяется администратором сервера. По умолчанию можно общаться на сервере без всякой регистрации, которая отключена и включается по запросу владельца сервера.

Для регистрации на сервере откройте страницу панели управления, заполните необходимые поля и активируйте затем созданную учетную запись по e-mail. Будьте внимательны - выбирайте при регистрации именно тот сервер, который вам нужен. В случае, если регистрация на сервере разрешена, зарегистрированный пользователь может входить на сервер без указания пароля.


В данной инструкции вкратце рассмотрены основные моменты по управлению сервером Mumble.
Прежде всего начнем с того, что обязательно нужно поставить галочку в поле "Advanced" в нижнем левом углу окна Configure - Settings. Только тогда появятся вкладки для управления группами и правами доступа.


Несмотря на наличие дополнительных веб-интерфейсов, в Mumble начиная с версии 1.2.0 администрирование целиком можно осуществлять из клиентской программы.

Рассмотрим подробнее функционал администратора на примере меню программы.

Меню "Server"

  • "Ban lists" - здесь мы можем управлять списком банов - назначать бан по ай-пи, устанавливать период его действия (т.е. выдавать временный бан), удалять.
  • "Registered Users" - просмотр списка зарегистрированных пользователей, смена их имен, удаление.
  • "Information" - просмотр данных о сервере (используемая версия и ОС, ограничение на скорость передачи данных, потери пакетов и т.п.)

Управление пользователем

Вызывается нажатием на имени нужного пользователя правой кнопкой мышки.

  • "Kick" - выкинуть с сервера.
  • "Ban" - заблокировать данному пользователю доступ на сервер. Про то, где можно снять или изменить бан - было сказано выше.
  • "Mute" и "Deafen" отвечают за глушение говорящего. К сожалению ваш покорный слуга не разобрался в отличиях этих опций друг от друга. Кто знает - проясните в комментариях к инструкции пожалуйста. Обратите внимание, что если вы намерены заглушить человека исключительно для себя - то используйте опцию "Local Mute". Если вы зашли на сервер как SuperUser - то с него нельзя снять глушение - редактировать данного пользователя нельзя.
  • "Change Comment" - задать или изменить комментарий, который отображается во всплающем поле при наведении курсора на ник пользователя.
  • "Register" - если пользователь не зарегистрирован на сервере - то этой опцией вы можете принудительно его зарегистрировать.

Управление каналом

Вызывается нажатием на названии нужного канала (или корневого, или в любом месте поля древа каналов) правой кнопкой мышки.

  • "Add" - добавить новый канал. В описании канала допускается использование тегов HTML. В поле "Position" можно заранее задать порядок канала в общем списке (впрочем, возможно это будет удобнее и легче сделать уже после его создания - выделив нужный канал в общем списке каналов сервера, зажав левую кнопку мышки и перетащив его куда надо). Если поставить галочку в поле "Temporary", то канал будет создан временно и исчезнет в случае отсутствия на нем пользователей. Закрыть канал паролем можно только создав его вначале, а затем уже выбрав опцию редактирования.
  • "Edit" - редактирование канала. Обратим внимание на поле "Password" - немного нелогично то, что возможность его заполнения доступна только при редактировании канала, и отсутствует на этапе его создания, но что поделаешь. Логика в использовании паролей в Mumble отличается не только этим. Пользователь при подключении на канал, закрытый паролем, не увидит окошка ввода пароля или сообщения о том, что нужно ввести пароль. Пароль для доступа на канал нужно вводить в меню "Server" - "Access Tokens" - жмем кнопку "Add", вводим токен (пароль), сохраняем. Все, программа запомнила наш пароль и теперь автоматически будет использовать его при подключении к запароленному каналу. Две другие вкладки, доступные при редактировании канала - "Groups" и "ACL" - требуют отдельного рассмотрения.
  • "Link" - включение канала в группу активных каналов (виртуальный общий канал). Полезно при проведении массовых мероприятий (например, рейдов) когда участники рейд-группы общаются внутри своего канала, но благодаря линкованию слышат распоряжения командира (который и доджен провести линковку каналов).
  • "Unlink", "Unlink All" - удаление канала из линкованной группы, или расформирование группы каналов (по завершению общего мероприятия).

Группы и права доступа. Наследственность групп и прав.

Система управления правами в Mumble очень гибка, но оттого и немного сложна для понимания.
И права, и группы в программе можно наследовать. Это означает, что состоя в определенной группе на родительском канале, пользователь автоматически зачисляется в ту же группу и с теми же правами и на созданном дочернем канале.
Одного и того же пользователя на каждом канале можно зачислять по разным группам. Одна и та же группа может как наследовать права с родительского канала, так и иметь свои специфичные полномичия для каждого отдельного канала. Всего этого достаточно, чтобы свести администратора с ума.

Поскольку по умолчанию права являются наследуемыми, то рекомендуется операции с правами проводить на уровне канала "Root" (совет для небольшого сервера, где все свои).

На вкладке "Group" мы можем выбирать группу, а ниже - ее участников.
В поле "Excluded members" мы можем указать пользователей исключаемых из участников группы на данном канале (это опция для дочерних каналов - имеет смысл для случаев вида "Вася и Петя админы, но Вася на этом канале - не админ").
В поле "Inherited members" указываются пользователи, которые перенесены в состав группы с родительского канала. Также в случае, если нужно исключить из состава группы для данного канала несколько пользователей - то удобнее выделить их в списке, а затем нажать внизу кнопку "Exclude" - и данные пользователи будут перенесены в колонку "Excluded members".
Наследуемость и наследственность можно отключить. Для того, чтобы отключить участников группы, переносимых с родительского канала, поставьте галочку около опции "Inherit". Для того, чтобы члены группы не переносились на создаваемые впоследующем дочерние каналы - поставьте галочку около опции "Inheritable".
И помните, что каждую группу можно редактировать на уровне каждого канала по своему.
И под конец - группа создается и удаляется на уровне канала. Это означает, что если вы создали группу на уровне канала "Снусмумрики", то на уровне рут-канала вы ее не увидите, но она будет создана на уровне каналов внутри канала "Снусмумрики" (которые потом можно вывести на уровень выше или наравне с бывшим родительским каналом). Удалить группу можно только при редактировании того канала, на котором эта группа была создана.

Таким образом при обилии групп можно запутаться и забыть, что на таком-то канале вами когда-то была создана группа "Альфа" или как называется канал, на котором таки можно будет наконец удалить группу "Гамма". Это не говоря уже о составе групп.

Вы думаете, что это сложно? Значит, вы еще не в курсе настройки прав доступа!

Права доступа задаются на вкладке "ACL". Про наследственность и наследуемость (передачу заданных настроек с родительского канала и распространение их на дочерние) вы уже в курсе. С настройками прав в этом плане все так же как и с группами - на каждом канале каждая группа наследует права доступа, заданные на самом высоком уровне - "Root". Поэтому для глобального управления правами на уровне сервера - всегда работаем с каналом "Root".
На каждом канале можно в дополнение к наследуемым правам задать свои отличия. Для этого выбираем нужный нам канал - Edit - ACL - затем жмем кнопку "Add". Выделяем добавившуюся группу (по умолчанию всегда добавляется группа "all") - меняем ее на ту, которая нам нужна (внизу окна в поле "Group" выбираем из общего списка групп), и далее выставлем права - какую опцию разрешить ("Allow") или запретить ("Deny") для данной группы на данном канале. Не обязательно указывать все опции.
Права можно формировать не только для группы, но и для какого-то определенного пользователя.
Права могут навешиваться программой автоматически при выполнении пользователем определенных действий: например, пользователь состоит в группе, которой запрещено редактировать права доступа, но разерещно создавать каналы. При создании пользователем канала на нем помимо наследования запрета группой пользователя править права, добавляется настройка для конкретного пользователя на доступ к правке этих самых прав в рамках заданного канала.
Для того, чтобы заданная схема прав не применялась для подканалов, нужно убрать галочку с опции "Applies to sub-channels".
Для того, чтобы заданная схема прав не действовала для данного канала (это имеет смысл если вы настроили какие-то права, которые должны работать например только для дочерних каналов) - нужно убрать галочку с опции "Applies to this channel".
Для отключения наследования прав выделите нужную их групп и снимите галочку с опции "Inherit ACLs".

Порядок сортировки и применения прав

В случае, если один и тот же пользователь является членом одновременно нескольких групп (т.е. на него воздействуют несколько схем прав доступа) идущее последующим значение перезаписывает последующее и порядок здесь зависит от расположения схем в списке "Active ACLs" - более нижняя схема перекрывает верхнюю. По умолчанию все пользователи - зарегистрированные и нет - состоят в группе "all" (схема @all) - это самая начальная группа. Затем идет "auth" - для зарегистрированных. Вот две группы, в которых по умолчанию уже состоит каждый зарегистрированный пользователь.
Поэтому имеет значение в каком порядке идут схемы в списке, и теперь стовится понятно, зачем присутствуют кнопки для перемещения схем вверх ("Up") и вниз ("Down").

Если вы не желаете, чтобы значения идущих ниже схем пимели возможность перекрыть заданные права доступа - то выставьте запрет около опции "Traverse" - именно она определяет - разрешать ли перезапись прав или нет. Эта перезапись разрешена на самом первом уровне - у группы "all".

Конструкций с такой гибкостью прав можно придумать немеряно, можно выписывать систему прав огромной сложности, для самых больших и сложноорганизованных сообществ. Но администратору сервера такого сообщества можно только посочувствовать.

Стоит отметить, что при создании прав они хоть и называются в соответствии с названием группы, но при удалении группы права, за нею зарепленные, не удаляются - и если вы вновь создатите группу с таким же точно названием, старые права автоматом к ней прицепятся.